МБОУ Приветненская СОШ

Выборгского района Ленинградской области. Мы всегда рады видеть Вас!

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Профилактика зацепинга среди несовершеннолетних

E-mail Print PDF

- между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления;

- подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком («Я сам взрослый, а поэтому взрослым не доверяю и они мне

не указ »);

- подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную социальную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам. «Новичков», которые часто создают особое пространство вокруг подростка с трудностями в общении;

- для подросткового возраста характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть «ни на кого не похожим», ни «быть как все». В силу доступности данных, которые могут нарушить нормальный ход личностного становления. Они, в свою очередь, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления девиантного поведения у подростков. В настоящее время наблюдается возрастание именно экстремальных форм поведения среди подростков.

К экстремальному поведению отслуживают международные сети, электрические и железнодорожные, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных или развлекательных целях и других. Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений).

Таким образом, как бы то ни было, как бы то ни было.

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних (далее - методические рекомендации) отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг . В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних групп риска и их пути, решения, методы предотвращения экстремальных форм поведения подростков. Настоящие методические материалы для профессионалов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг .

1.1. Особенности социальных групп подростков с девиантной ориентацией. К проблеме подростковых групп с девиантной ориентацией обращаются многие отечественные психологи, изучающие самые разные психологические характеристики подростков. И.С. Кон отмечает, что подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном нерегламентированном взрослыми общении. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки – к пьянству, от веселого озорства – к хулиганству). Т.Д. Марцинковская также отмечает, что общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. При этом для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками.

Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность. Поэтому необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может ей дать подросток и, что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержания деятельности неформальных, стихийно возникающих подростковых групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и антисоциальным, девиантным.

Такое же мнение высказывает Г.И. Забрянский. В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников субъективно особенно значимо в этом возрасте. Полноценное товарищеское, дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени.

По мере углубления непонимания и конфликтов в других сферах жизнедеятельности субъективное значение такого общения возрастает. Обстоятельный анализ социальных групп подростков с девиантной ориентацией проведен Т.Д. Владимировой, которая выявила следующие аспекты поведения подростков в девиантных группах. Прежде всего, подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные  группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является

стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым – практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощноею стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки.

Подобную свободу или ее иллюзию дает улица. На первом плане среди

референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги,

а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей. Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Для очень большого числа девиантных подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтной группой, являются личностно значимыми, а нормы поведения, принятые в ней, более привлекательны, чем те, которые установлены в семье и школе.

Продолжая данную тему, приведем мнение И.П. Башкатова, который считает, что неформальные группы подростков – это особый социальный организм со своими специфическими законами возникновения, развитияи функционирования. Они имеют свои нормы, ценности, цели, интересы, какие-либо групповые мотивы и потребности. Мотивы объединения подростков в такие группы – самые разнообразные. Это могут быть общие интересы и склонности, единство судеб, преклонение перед силой, отвагой и независимостью новых «друзей», отвращение к одиночеству, желание продемонстрировать перед новыми знакомыми свою силу, ловкость и осведомленность.

Изучая личность подростка из маргинальной среды, А.Ю. Голодняк обнаруживает, что по мере выраженности у них склонности к делинквентному

поведению, происходят следующие изменения в особенностях их личности по параметру социальные отношения. От в целом адекватных отношений со сверстниками и педагогами и разнообразных отношений с родителями

– к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии групповых норм. Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным и экстремальным поведением.

Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности подростков, определяющие их участие в группах девиантного характера. Наиболее важной причиной приобщения подростков к девиантной среде является то, что подростковая группа удовлетворяет потребность в общении, в проведении досуга. Принадлежность подростка к группе сверстников дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких групп перерастают в антисоциальные. Также подростковый возраст требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться подросток. На этом фоне некоторые группы предлагают различного рода антисоциальную мораль, которую подросток с легкостью принимает.

Одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, осваивая те или иные модели поведения девиантного характера.

 Кроме этого, для подросткового возраста характерна реакция эмансипации, т.е. стремление к отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. На первом плане оказываются друзья, сверстники. В случае неблагополучных семейных отношений такая тенденция перерастает в проблему развития девиантного образа жизни. У большинства трудных детей и подростков блокирована фундаментальная потребность в уважении, принятии и любви, а в неформальных (девиантных) компаниях эта потребность может быть удовлетворена. Именно психологической комфортностью пребывания в неформальной группе объясняется почему сложно вернуть ребенка обратно в организованный социум.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

В свою очередь, социальные группы представляют собой системы взаимоотношений и взаимодействий своих членов, и, в этом смысле, выступают отдельным субъектом, имеющим свои отличительные особенности. Поэтому, кроме психологических особенностей подростков, способствующих их объединению в группы девиантной ориентации, необходимо рассмотреть характерные черты социальных групп подростков с девиантной ориентацией как субъекта деятельности.

В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить взгляд
И.В. Севастьяновой, которая в своем исследовании утверждает, что социальные отношения возможны в поведении не только личности, индивида, но и коллектива. Отклоняющееся поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе категории лиц (девиантов и делинквентов), обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. При этом об отклоняющемся поведении личности следует говорить не тогда, когда подросток начинает совершать правонарушение, а тогда, когда свободное время проводит в группах отрицательной направленности.

Проведя тщательный анализ, ученые сделали ряд любопытных выводов.

Они считают, что вопреки «внешним» представлениям, существует жесткая система правил, которые регулируют и регламентируют все происходящее в девиантных группах подростков. Подобное исследование было проведено российским ученым С.А. Беличевой, в ходе которого была подтверждена гипотеза о том, что неудовлетворенность своим положением в классе служит основной причиной деформации социальных связей подростка и возникновения неформальных девиантных подростковых групп. Трудные подростки вследствие своей изолированности, не признанности в школьном коллективе чрезвычайно дорожат мнением своих уличных друзей. Самоутверждение в них протекает в формах антисоциального поведения в соответствии с нормами и нравственными ценностями девиантных групп. Изолированный начинает активно искать среду, где бы он чувствовал себя «человеком», где бы нашел признание своей личности. И этой средой становится неформальная группа, в которой компенсируется престижная неудовлетворенность.

При всей тяге к независимости такие подростки отличаются повышенной конформностью. Боязнь остаться в одиночестве, желание быть «как все» заставляет подростка неукоснительно следовать правилам, установившимся в девиантной группе, и требованиям ее вожаков. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве, тем важнее для него чувство групповой принадлежности, в которой он черпает для себя ощущение собственной силы.

В ситуации группового возбуждения повышенная конформность дополняется вторым фактором – психическим заражением. Эмоциональное возбуждение окружающих многократно усиливает импульс, идущий от слов лидера, музыки, ритма и т.д. Все это, вместе взятое, ослабляет сознательный самоконтроль и сознание личной ответственности, рождает чувство анонимности и безнаказанности, в результате чего эмоциональное возбуждение может проявиться самым неожиданным и непредсказуемым образом, в частности агрессивностью. Этим объясняются разного рода правонарушения, преступления и другие проступки подростков, совершаемые группой. По мнению самих подростков, чувство «стадности», снижает в какой-то степени ответственность за свое поведение, придает силу и уверенность в себе. Поэтому при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что девиантные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений («как все»), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.

Таким образом, учитывая, что в девиантных группах жестко действуют

собственные правила, подростки вынуждены выбирать наркотики, преступность и другие формы противопослушного образа жизни. А. Добрович описал «неписанные правила» девиантных групп. Они практически полностью соответствуют нормам уголовной субкультуры, чьей главной характеристикой В.Ф. Пирожков считает наличие преступной иерархии и антисоциальных правил, выполняющих роль закона.

Другой особенностью девиантно-ориентированных подростковых объединений является их закрытость для взрослых, особенно тех, кто относится к ним свысока, с позиции всезнающего человека, чье мнение является единственно верным. В результате любые попытки общения подростки воспринимают в штыки, и мнение большинства взрослых не является для них авторитетным. Ошибка большинства школьных преподавателей и педагогов клубов дополнительного образования кроется в неумении найти верный подход к таким детям, и поэтому последние часто предпочитают улицу в качестве места своего «дополнительного образования».

В свою очередь, С.А. Беличева отмечает, что, фактическая утрата подростком внутренней связи с позитивно ориентированным коллективом, формирующимся на основе социально значимой деятельности, оказывает решающее влияние на формирование его личности, деформируя ее в направлении ориентации на девиантное поведение.

Данная особенность взаимовлияния личностных особенностей и групповых характеристик в развитии девиантного поведения раскрывается в исследовании идентичности подростков – участников криминальных группировок И.А. Семикашевой. Анализ социально-психологических особенностей девиантно-ориентированных подростковых объединений позволил выделить специфические черты, которые способствуют чрезмерной идентификации с группой и препятствуют обособлению, что, в свою очередь, отражается на становлении идентичности. К таким чертам относится закрытость, приводящая к жесткой иерархической структуре, в свою очередь, сказывающуюся на структуре межличностных отношений.

На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп

подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический

принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени, самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантноеповедение.

1.2. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей , активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

  • направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;
  • низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий. Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

  • занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
  • слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
  • неэффективность досуговой системы;
  • бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), – езда на крышетранспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством,одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условияхзацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточнобольшого числа молодежи.

Зацепинг – это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсѐрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают

зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению, зацепинг обеспечивает:

  • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
  •  расширенный обзор окружающей местности;
  • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
  • возможность сэкономить на оплате проезда;
  • возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
  • возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
  • повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
  • по мнению ряда трейнсѐрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности

любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину

– это нормально для подросткового возраста. Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» – это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда.

 Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

Психотерапевт Татьяна Неѐлова заключает: «Радоваться малому, достигать вершин собственным трудом – сложно, непонятно, трудно. А тут все легко: проехался – и ты герой, сверхчеловек, который получает уважение сверстников».

Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения – это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы – это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Рассмотрим подробнее психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде:

Особенности возрастного развития:

  • склонность к рискованному поведению;
  •  потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;
  • потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;
  • дисгармоничность личности;
  •  изменение установившихся интересов;
  • протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу у подростков.

Социальная среда:

  • семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);
  • социальное окружение;
  • неорганизованность досуга, свободного времени.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсѐрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсѐрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами.

Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток – это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м – 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещѐ два-три получают травмы, в основном - тяжѐлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

  • потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трѐх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадѐжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсѐрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
  • поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
  • столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
  • падение на рельсовый путь под колѐса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге– это зацепинг!

2. Пути профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

2.1. Эмоциональное развитие несовершеннолетних.

Эмоциональное развитие несовершеннолетних также как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям. С точки зрения исследователя Х. Ремшмидта, в несовершеннолетнем возрасте встречается три типа эмоционального реагирования:

1. Эмоциональная неустойчивость – мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой – столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих;

2. Нападение или отступление – агрессивное поведение или тенденция избежать столкновения;

3. Идеализм – неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желательной стороны этого мира.

Подросток еще не ушел от игры и продолжает испытывать потребность

в игровых видах деятельности. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо – нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

2.2. Практические рекомендации по профилактике экстремального поведения несовершеннолетних.

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей:

  • во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия);
  • в героях (подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром, чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел)
  • в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;
  • в сотрудничестве с другими людьми;
  •  в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы;
  •  в равных семейных отношениях.

Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфических задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста;

2. Определенное замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;

3. Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов

профилактического воздействия.

2.3. Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

  • проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;
  • осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);
  •  использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);
  • осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками

МВД России на транспорте;

  • организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;
  • в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;
  • разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;
  • разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;
  • способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги; способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных объединений;
  • организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо:

  • вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
  • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
  • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
  • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему

протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один – всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении необходимо:

  • повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;
  • активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;
  •  проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов зацепинга.

Основные приемы работы:

  • выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);
  • своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;
  • при выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;
  • проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;
  • при выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования (Приложение 1) необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;
  • мониторинг социальных сетей в Интернете с целью своевременного получения информации о местах сходок (по возможности необходимо информировать сотрудников полиции о данном факте для проведения рейда);
  •  пропаганда в социальных сетях «антизацепинга»;
  • при выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

Полезная литература:

1. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст] : изучение влияния воспитания

и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; пер. с англ. Ю. Брянцевой,

Б. Красовского. – М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 509 с. – ISBN

5-04-004214-0.

2. Волков, Б.С. Психология подростка: [Психология развития]: учеб. пособие

/ Волков Б.С. - М. : Пед. о-во России, 2001.

3. Ворошилин С.И. Аддиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. 2013. Том 4. No1(10).

С. 61-68.

4. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения

[Текст] : учеб. пособие / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. – СПб. : СПб филиал ИС РАН, 1993. – 167 с.

5. Евсикова Е.В., Максимова Е.И. Актуальные проблемы усовершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. No1. С. 94-109.

6. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998.

7. Забрянский, Г. И. Механизм формирования антисоциальных подростковых

и юношеских групп [Текст] / Г. И. Забрянский // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. Проблемы, дискуссии, предложения. – М., 1990.– С. 46-55.

8. Замотаева, О. Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков [Текст] : дис. … канд. филос. наук / О. Н. Замотаева. – Саранск, 2004. – 169 с.

9. Захарова, Е. А. Гуманистические подходы к процессу преодоления девиантного поведения подростков в педагогических исследованиях России, США, Канады [Текст] : дис. … канд. психол. наук / Е. А. Захарова. – М., 2005. – 190 с.

10. Звягина, Е. В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций [Текст]:

автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. В. Звягина. - Магнитогорск, 2006. – 22 с.

11. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: концепции девиантного поведения, основные формы поведенческих девиаций, психологический анализ групповых девиаций, девиации в правоохранительной среде, диагностика и коррекция девиантного поведения / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – М. : Питер, 2010. - 349 с.

12. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи [Текст]: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – С. 109-114.

13. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В.Т. Кондратенко. - Минск, 1988. – 207 с.

14. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999.

15. Лисеенко В.И. Кондуктор – союзник пассажира: методы профилактики падений пассажиров в общественном транспорте // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей Международной научно- производственной конференции. Под общей редакцией В.В. Салмина. 2016. С. 23-30.

16. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко. - Л., 1977. – 67 с.

17. Личность: Мифы и реальность : Альтернатив. взгляд. Систем. подход. Инновац. аспекты / В. С. Мухина . - 2. изд., испр. и доп . - Москва : Прометей,

2010 . - 1088 с.

18. Любцова, А.А. Зацеперы, руферы, диггеры – проблема мегаполиса, пути решения. М.: 2013. 18 с.

19. Масалев, Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 1995.

20. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / В. Д. Менделевич. - М. : МЕДпресс, 2001. - 427 с.

21. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна.

– М. : Педагогика, 1987. – 240 с.

22. Селиванова, О. А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков [Текст] / О. А. Селиванова, Ю. А. Щепина // Педагогика. - 2005. – № 10. – С. 49-52.

23. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейн; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. – 96 с.

24. Семикашева, И. А. Социально-психологическая идентичность подростков

– участников территориальных группировок [Текст] / И. А. Семикашева // Девиантология : хрестоматия / авт.-сост. Ю. А. Клейберг. – СПб. : Речь, 2007. – С. 64-77.

25. Столин, В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

26. Тачина, С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ [Текст] : дис. … канд. социол. наук / С. В. Тачина. – Екатеринбург, 2003. – 191 с.

27. Тугушева, А.Л. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

28. Федеральный закон от 29.12.2010 No436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите

детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2017).

29. Федунина Н.Ю. Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга) // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. No1. С. 96-104.

30. Якимович, О. В. Особенности гуманистических черт характера подростков

[Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. В. Якимович. – Л., 1990. – 16 с. 25

Интернет ресурсы:

http://www.fcprc.ru «Центра защиты прав и интересов детей», г.Москва

https://vk.com/cpzoficery Центр профилактики зацепинга

http://mmsut.sledcom.ru/folder/875319 Московское межрегиональное Следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации

http://oficery.ru/social/19159 Общероссийская общественная организация

«ОФИЦЕРЫ РОССИИ»

http://unitech-mo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Zatseping.pdf (Презентации

ОАО «РЖД» Московская железная дорога Московский центр научно-технической информации и библиотек)

http://unitech-mo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Pamyatka_zheldor.pdf (Памятка о правилах нахождения учащихся на железнодорожных путях)

http://unitech-mo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Pamyatka_zheldor_school.pdf

(Памятка о правилах личной безопасности)

Тезаурус

Екрайдинг зацепинг с задней стороны хвостового вагона. Самаяраспространѐнная и безопасная разновидность. Перед самым стартом зацепер

залезает либо запрыгивает сзади на сцепку, фару, буфер или на подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки. итвинвагонрайдинг езда между вагонами поезда, развитие бэксайд зацепинга.

Также на сленге трейнсѐрферов межвагонье именуется как «МВ», «битвин», «промежка». ортвагонрайдинг проезд снаружи электрички (с боку).

Группа риска – категория детей и подростков более других склонная

совершать аморальные или уголовно наказуемые поступки.

Зацеперы любители езды на крыше поезда.

Негативные отклонения в поведение человека система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Отклоняющееся (девиантное) поведение (лат. deviatio — отклонение) поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие

установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.). Негативные отклонения в поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Подростки с девиантным поведением – подростки, проявившие девиации в поведении в той или иной форме (школьные прогулы, хулиганство, употреблениеьалкоголя и т.п.). Объективным критерием выборки подростков с девиантным поведением является состояние подростка на учете в Отделе по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел.

Подростки, находящиеся в неблагоприятной социальной среде, предрасполагающей к проявлению девиантного поведения – подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, в которых родители уделяют недостаточное внимание воспитанию своих детей, демонстрируют образцы девиантного поведения (например, родители отсутствуют по причине работы вахтовым методом, либо родители являются алкоголиками, либо практикуют насилие в отношениях со своими детьми). Объективным критерием выборки подростков, находящихся в неблагоприятной социальной среде, является помещение в Детский социально-реабилитационный центр, основная причина нахождения подростков в указанном центре – решение Органов опеки и попечительства Администрации города об удалении подростка из социальной

среды семейного неблагополучия для дальнейшего помещения подростка в социально благоприятные условия – это может быть помещение в Детский дом, передача в семью близких родственников, не поддерживающих девиантного образа жизни и т.п.

Подростки, склонные к девиантному поведению – подростки, которые убеждены, что система поступков, направленных на отклонения от социальных норм, в поведении более предпочтительная по отношению к поведению, следующему общепринятым правилам и нормам. Критерием выделения выборки подростков, склонных к девиантному поведению, является диагностирование высокого уровня склонности к девиациям в поведении при помощи использования Методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла.

Профилактика – комплекс различного рода мероприятий, направленных

на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Руфрайдинг – проезд на крыше поезда.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества, его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой, – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Среда социальная – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Трейнсѐрфинг (от английского train surfing – наружная езда) – способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или на межвагонных буферах пассажирских поездов.

Фронтрайдинг проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

Фрустрация (от лат. Frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, неудача) - психическое состояние, возникающее над реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, чувстве безысходности и др. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка. Зачастую раздутие со стороны родителей, учителей. Фрустрация - это и психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникающего при наличии реальных или препятствий на пути к достижению цели,

удовлетворение потребности, желания. Состояние Ф. Может сопровождаться

разочарование, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

Last Updated on Wednesday, 23 May 2018 20:41