МБОУ Приветненская СОШ

Выборгского района Ленинградской области. Мы всегда рады видеть Вас!

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Дополнительная образовательная программа "Почемучки"

E-mail Print PDF

Дополнительная образовательная программа 

"Почемучки"

Пояснительная записка

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности.

Рабочая программа по курсу   «Почемучка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) для начальной школы на основе программы «Учись учиться» Е.В. Языкановой, с использованием   методического пособия Е.В.Языкановой «Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – Москва: Экзамен, 2017 год.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий направленных на формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Программа составлена для учащихся 2 класса. Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.  

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов первого года обучения у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

  Курс развивающих занятий нацелен на решение за­дач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

üразвитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

üразвитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

üразвитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

üформирование навыков творческого мышления и развитие умения ре шать нестандартные задачи;

üразвитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

üформирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

üформирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

üсохранение жизни и здоровья учащихся.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Результаты освоения программы

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  1. логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  2. обоснованно делать выводы, доказывать;
  3. обобщать математический материал;
  4. находить разные решения нестандартных задач.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  1. составлять, моделировать и штриховать предметы;
  2. находить закономерность;
  3. классифицировать предметы, слова;
  4. определять истинность высказываний;
  5. делать выводы, простейшие умозаключения.
  6. уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
  7. делать выводы, простейшие умозаключения;
  8. решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки

Формы подведения итогов

  1. Результаты выполнения  заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальных марафонах и т.п.,   при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько эффективно;
  2. Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
  3. Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
  4. Отзывы учителей, родителей.

Содержание программы

  1. Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
  2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
  3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
  4. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Курс включает в себя следующие направления:

üформирование общеинтеллектуальных умений   (опе­рации   анализа,   сравнения,   обобщения,   выделение существенных   признаков   и   закономерностей,   гиб­кость мыслительных процессов);

üразвитие   внимания     (устойчивость,     концентрация, расширение   объема, переключение,   самоконтроль и т.д.);

üразвитие   памяти   (расширение объема,   формирова­ния   навыков   запоминания,   устойчивости,   развитие смысловой памяти);

üразвитие пространственного восприятия   и сенсомоторной координации;

üформирование учебной мотивации;

üразвитие личностной сферы.

ü  развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Основные принципы, на которых построена программа.

Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 - 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Курс представляет собой игры и упражне­ния тренировочного характера, воздействующих не­посредственно на психические качества ребёнка: па­мять, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школь­никам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждо­му заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памя­ти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выпол­нение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа (некоторые — олимпиадного уровня), то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Занятия проводятся одновременно со всем классом, так и с детьми, испытывающими трудности в обучении.

По усмотрению учителя   некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Каждый ребёнок на выполнение задания тратит столько времени, сколько ему нужно.В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.

             Сильные дети могут работать с материалом   индиви­дуально. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция,   а учитель   контролирует,   правильно ли   ребёнок его выполнил. Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий.

           Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя.

Ребёнка   вначале   можно   заинтересовать   зада­ниями,   с   которыми   легко   справиться.   Если   задание оказалось   слишком   трудным,   его   можно   отложить на некоторое   время, а потом   вернуться.

Очень важно не отказываться совсем.

Оценивать следует толь­ко успехи.   Обучение должно быть   победным!  

Успех в самом начале — обязательное условие.

Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии.  

Детям   следу­ет   закрасить   прямоугольники.   Если   ученик   считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник   зелёным   цветом.   Если   сомневается   в правильности   решения   —   красным.  

При   оценивании занятия учителем: задание   выполнено   верно   —   пря­моугольник   также   закрашивается   зелёным,   если   до­пущена ошибка   —   красным.   Ребёнок   самостоятель­но ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они   заключаются.  

Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

Оценка выполненных заданий.

1 2 3 4
ученик
учитель

Обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся является важной задачей при составлении данного курса. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

ü  игры;

ü  кроссворды;

ü  брейн-ринг;

ü  тесты;

ü  алгоритмы;

ü  ситуативные задачи;

ü  анализ конкретных ситуаций.

В конце   года проводится конкурс- смотр на лучший проект «Я - Почемучка».

Данные диагностики заносятся в таблицу.

1 полугодие и 2 полугодие

Ф.И.О.

ребёнка

Развитие

внимания

Развитие

памяти

Развитие

мышления

Развитие

зрительно-

моторной

координации

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.   

Продолжительность и общая характеристика составляющих занятий.

  1. Вводная часть: «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
  2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
  3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
  4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
  5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах,  ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
  6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зри- тельного утомления и достижению состояния зрительно го комфорта.  
  7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются зада- чи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
  1. Задача  заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся.

Календарно-тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Дата Разделы Тематика заданий
1 Раздел 1 Вводный (2 ч) Введение в программу. Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением.
2

Начальная диагностика и тестирование.

3 Раздел 2. Развивающие занятия (29 ч)   Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Логически – поисковые задачи.
4   Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру». Логически – поисковые задачи.
5 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру». Логически – поисковые задачи.
6 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
7 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру» Логически – поисковые задачи.
8 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру».  Учимся находить ответы.
9   Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие развитие вербально - понятийного мышления. «Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
10 Упражнения на развитие логического мышления. «Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Учимся находить ответы.
11 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру». Логически – поисковые задачи.
12 Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру». Логически – поисковые задачи.
13 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру» Логически – поисковые задачи.
14 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру»
15 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру» Логически – поисковые задачи.
16 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
17 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
18 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
19 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.«Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
20 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд». Логически – поисковые задачи.
21 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти «Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру». Логически – поисковые задачи.
22 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
23 Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
24 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
25 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
26 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
27 Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез. «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
28 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
29 Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
30 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».   Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
31 Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
32 Раздел 3. Подведение итогов. (3 ч) Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями. «Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название». Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
33 Итоговая диагностика и тестирование. Научились находить ответы? Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
34 Выставка-конкурс «Лучшая книга».

Список литературы

1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.

3. «Логические задачи». Серия Умный малыш

4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

5. Зак  А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

8. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

10. Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007

11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998

15. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007

Е.В.Языкановой «Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – Москва: Экзамен, 2013 год.

Last Updated on Thursday, 03 May 2018 21:18