МБОУ Приветненская СОШ

Выборгского района Ленинградской области. Мы всегда рады видеть Вас!

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Дополнительная образовательная программа "Мастерская юных художников"

E-mail Print PDF

Дополнительная образовательная программа объединения "Радуга"

"Мастерская юных художников"

Пояснительная записка

Статус документа.

       Данная рабочая программа внеурочной деятельности « Мастерская юных художников» разработана на основе  авторской программы «Мастерская юных художников» учителя  изобразительного искусства МБОУ «Приветенская СОШ» Цыбух Г.Н.

Структура документа.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, содержание программы, ожидаемые результаты реализации программы, методическое обеспечение, календарно - тематическое планирование, список использованной литературы.

Рабочая программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, по виду деятельности – художественное творчество.

 Данная программа призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развивать в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека.

Занимаясь изобразительной деятельностью, младший школьник становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей, причем способностей любого ребенка, а не только «одаренного от природы».

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Главное назначение данных внеурочных занятий, цель,- создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих  самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Программа опирается на следующие принципы:«от жизни через искусство к жизни»;

·целостность и неспешность освоения материала каждой темы;

·единство восприятия и созидания;

·непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;

·гуманизм в межличностных отношениях;

·индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;

·интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Работу по развитию в изобразительной деятельности важно осуществлять комплексно. Отказ от фронтальных занятий рисованием, лепкой, аппликацией обязателен. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей. На специально организованных занятиях с группой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков или осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.

Для организации работы по развитию в изобразительной деятельности важно создавать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и  совместные со взрослыми и самостоятельные занятия детей. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно-изобразительному творчеству детей.

 Методы обучения.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 Возраст школьников: участвующих в реализации данной программы – 7,5-8,5 лет( 1-й класс), которые проявляют интерес к изобразительной деятельности,  имеют художественные задатки. Группа обучающихся  может состоять из детей одного класса.

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год, количество часов— 34ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками

(в расчёте 1ч в неделю).

Формы и режим занятий:

·внеурочная  деятельность художественно-эстетической направленности

«Мастерская юных художников»

пятница класс 12.40- 13.25.                                     

                                             

1-й год обучения
1 Вводная часть 1
2 « В гостях у художника графика».Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка  4
3 «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.  4
4 «Изображение растительного мира». Изображение животного мира.  7
5 «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. 7
6 «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация. 3
7 «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.Оформительские, творческие и выставочные работы. 8
Всего часов 34

Учебно-методические средства обучения. Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы:

        современные инновационные·lтехнологии (презентации) 

        проблемное обучение и воспитание;·lразвивающие приемы, компьютерные технологии

        экскурсии, выставки рисунков·l     

        викторины·l     

Первый год направлен на углубленное знакомство с основами видов изобразительного искусства и их образным языком.

Результаты освоения программы:

 Средства контроля:

подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.

·

Содержание 1-го года обучения

Раздел 1. Введение. ( 1 час)

 Тема 1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (1 час)

Проведение первичного инструктажа ТБ. Инструменты, необходимые для работы кружка.

Задание:рисование на свободную тему.

Материалы:альбом, карандаш, ластик.

Зрительный ряд:компьютерная презентация о значении  искусства в жизни человека.

Раздел 2. «В гостях у художника графика».

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.(4 часа)

Тема 2.1 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики.(1 час)

Беседа. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Зрительный ряд:фильм «В мастерской художника-графика».

Тема 2.2 Линия и штрих в графике. Астры. Зарисовка цветными карандашами цветов.

Беседа «Красота родной земли в произведениях графиков. Особенности передачи выразительности графической композиции.

Задание:рисование с натуры крупных цветов (георгины, астры).

Зрительный ряд:презентация «работы мастеров-графиков».

Материалы: цветные карандаши, бумага.

Тема 2.3 «Изображать можно пятном». Серые зайчата.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача формы, очертания предмета.

Продолжить знакомство с техниками рисования графическими материалами. Упражнять в передаче разной тональности серого цвета посредством рисования с разной силой нажима.

Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни.

Задание:превратить пятно в изображение зверюшки.

Материалы:карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Тема 2.4 «Старинный терем». Рисование графическими материалами.

Знакомство с понятием «архитектура». Изображение архитектурных сооружений в изобразительном искусстве,  архитектура Московского Кремля. Основные конструктивные особенности архитектурных сооружений. Учить читать композиционные схемы храмов на Руси.

Задание:рисование по представлению «старинного терема» с использованием геометрических фигур (куб, конус, цилиндр, пирамида, шар)

Материалы:карандаши, мелки, черная тушь, фломастеры.

Раздел 3. «В гостях у художника живописца».

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.(4 часа)

 Тема 3.1Первичные цвета. Цветовая гамма.

Беседа. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Разнообразие цвета, светлота, насыщенность; основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма.

Познакомить с  различными приемами работы акварелью, гуашью; способам получения различных цветов и их оттенков.

Задание:выполнение упражнений на смешивание цветов, заливки поверхностей цветом.

Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

 Тема 3.2 Красоту нужно уметь замечать. Монотипия.

Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой монотипии.

Умение ценить то, что создано руками человека и природой.

Задание:выполнение цветного оттиска и дорисовывание по воображению.

Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги.

 Тема 3.3 «Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)

Проведение обзорной экскурсии «Здравствуй, мир!»

Задание:изображение цветущего луга с использованием тампона, например «маковое поле» и т.д.

Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, слайдовая презентация.

Тема 3.4 «Узоры на крыльях». Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.

Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И конечно же он не увидел подлинную красоту природы.

Задание:изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, слайдовая презентация.

Раздел 4. Изображение растительного мира.

Изображение животного мира. (7 часов)

 Тема 4.1 «Осенние листья». Зарисовка разных по форме и окраске листьев деревьев.

Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.

Задание:рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.

Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 4.2 «Изображение осеннего букета».

Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе.

Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев.

Задание:создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.

Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 4.3 «Прощай осень».

Знакомство с  композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.

Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.

Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.

Задание:рисование по представлению композиции на тему.

Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.

Тема 4.4 Красивые рыбы.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Задание:выполнение набросков рыб в цвете.

Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.

Тема 4.5 Украшение птиц.

Изображение  птиц по памяти и представлению. Особенности строения и формы птиц.

Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.

Задание:изображение птиц по памяти и представлению.

Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.

Тема 4.6 Объёмное изображение животных в различных материалах.

Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Умение ценить то, что создано руками человека и природой.

Задание:лепка животных по памяти или по представлению.

Материалы:пластилин, стеки; картинки различных видов животных.

Тема 4.7«Зимняя красавица». Зарисовка ветки ели или сосны.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Задание:Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Раздел 5. «Как художник придумывает картину.

Основы композиции.

Взаимосвязь элементов в произведении.(7 часов)

Тема 5.1 Законы композиции. Композиционный центр.

Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Воспитание любви к изобразительному искусству, знакомство с отдельными произведениями художников. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

Задание:упражнение на заполнение свободного пространства на листе.

Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.

Тема 5.2 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта.

Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников.

 Учить грамотному расположению предметов на плоскости бумаги. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

Учить выражать свое отношение к миру вещей.

Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.

Материалы:карандаш, ластик, бумага.

Тема 5.3 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта.

Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников.

 Учить выражать свое отношение к миру через цвет. Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных  цветах, понятие «цветовой контраст».  Развитие навыков грамотного отображения освещённости, цвета предметов.

Учить выражать свое отношение к миру вещей.

Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.

Материалы:акварель, гуашь, кисти, бумага.

Тема 5.4«Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа.

Чародейка-зима в произведениях художников, беседа о жанре «пейзаж».

 Развитие способности наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими. Композиционные схемы зимнего пейзажа.

Задание:повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов, рисование композиционных схем зимнего пейзажа.

Материалы:тонированная бумага, гуашь, кисти.

Тема 5.5 «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа.

Развивать потребность детей в творчестве. Формировать художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.

Задание:выбрать одну из удачных композиционных схем, выполненных на прошлом занятии и нарисовать по ней зимний пейзаж.

Материалы:гуашь, тонированная бумага.

Тема 5.6 «В гостях у сказки».

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр. Учить передавать логическую связь между изображаемыми объектами.

Задание:иллюстрирование русской народной сказки. 1 занятие – продумывание композиции, выполнение рисунка. 2 занятие – работа в цвете.

Материалы:карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, бумага.

Раздел 6. «Природа – источник творчества человека».

Орнамент. Стилизация. (3 часа)

Тема 6.1 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Задание:самостоятельная переработка элемента живой природы в декоративно-обобщенную форму.

Материалы:карандаш, фломастер, бумага.

Тема 6.2 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»

Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;

Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;

Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Задание:самостоятельное составление орнаментов в прямоугольнике из форм растительного и животного мира, на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира.

Материалы:гуашь, акварель, карандаши, фломастеры.

Тема 6.3 Орнамент из геометрических фигур.

Знакомство с орнаментами разных народов мира.

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.

Задание:изготовление и украшение закладки для книги.

Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.

Раздел 7 Основы декоративно-прикладного искусства.

Приобщение к истокам. (8 часов)

Тема 7.1Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством городецких мастеров.

Беседа. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)

Корни и традиции городецкой росписи. Мастера городецкой росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.

Материалы: компьютерная презентация.

Тема 7.2 Элементы городецкой росписи. Отработка приемов выполнения отдельных элементов.

Символическое значение цвета в декоративном искусстве. Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи. Последовательность выполнения городецких цветов. Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.

Задание:повтор учащимися элементов городецкой росписи.

Материалы:кисти, гуашь, бумага.

Тема 7.3 Городецкие цветы.

Знакомство с традиционными городецкими цветами: розан, купавка, ромашка, бутон, роза. Отработка приемов выполнения элементов росписи.

Задание:упражнения в писании цветов по выбору (на основе образца).

Материалы:кисти, гуашь, бумага.

Тема 7.4 Городецкие птицы.

Знакомство с традиционной городецкой птицей. Городецкий фазан, петухи. Отработка приемов выполнения элементов росписи.

Задание:упражнения в писании птицы по выбору (по образцу: петух, павлин, лебедь, голубь, кукушка).

Материалы:кисти, гуашь, бумага.

Тема 7.5 «Птицы волшебного сада». Создание декоративного панно.

Образ птицы в мифологии связан с небом. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад, в котором произрастает мировое дерево у вершины которого и обитают удивительные птицы. Птицы также служили посредниками между землей и небом. Историческая справка. Изображение птиц в ДПИ, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве.

Задание:составление декоративного панно в стиле городецких мастеров используя технику аппликации.

Материалы:цветная бумага, ножницы, клей; для украшения можно использовать бисер, перья и т.д.

 Тема 7.6 Городецкий конь.

Образ коня в мифологии. Изображение коня. Цветовое решение образа.

Задание:выполнение рисунка коня.

Материалы:кисти, гуашь, бумага.

Тема 7.7 «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся. (2 часа)

Стимулировать творческую активность, учить применять полученные знания на практике.

Задание:создать творческий рисунок или декоративную композицию на свободную тему.

Материалы:  все изученные виды.

Раздел 8. Оформительские, творческие и выставочные работы. ( 1 час)

Тема 8.1. Отчетная выставка творческих работ.

Анализ детских работ и отбор лучших на отчетную выставку.

Календарно-тематическое планирование (34 часа)

1-й год обучения

Наименование раздела, темы Всего В том числе
По плану Фактиче-ски
Вводная часть. 1
1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. 1

2. « В гостях у художника графика».

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

4
2.1 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики. 1
2.2 Линия и штрих в графике. Астры. Зарисовка цветными карандашами цветов. 1
2.3 «Изображать можно пятном». Серые зайчата. 1
2.4 «Старинный терем». Рисование графическими материалами. 1
3. «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. 4
3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма. 1
3.2 Красоту нужно уметь замечать. Монотипия. 1
3.3 «Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования. 1
3.4 «Узоры на крыльях». Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки. 1
4. «Изображение растительного мира». Изображение животного мира. 7
4.1 «Осенние листья». Зарисовка разных по форме и окраске листьев деревьев. 1
4.2 «Изображение осеннего букета» 1
4.3 «Прощай осень». 1
4.4 Красивые рыбы. 1
4.5 Украшение птиц. 1
4.6 Объёмное изображение животных в различных материалах. 1
4.7 «Зимняя красавица». Зарисовка ветки ели или сосны. 1
5. «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. 7
5.1 Законы композиции. Композиционный центр. 1
5.2 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта. 2
5.3 «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа. 2
5.4 «В гостях у сказки». 2
6. «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация. 3
6.1 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. 1
6.2 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» 1
6.3 Орнамент из геометрических фигур. 1
7. «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. 8
7.1 Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством городецких мастеров. 1
7.2 Элементы городецкой росписи. Отработка приемов выполнения отдельных элементов. 1
7.3 Городецкие цветы. 1
7.4 Городецкая птица. 1
7.5 «Птицы волшебного сада». Создание декоративного панно. 1
7.6 Городецкий конь. 1
7.7

«Искусство своими руками». Творческая работа учащихся.

Оформительские, творческие и выставочные работы.

2
Всего 34

Информационно-методический ресурсы.

Литература:

1.                      Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

2.                      Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2008 - 848 с.

3.                      Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.

4.                      История русской культуры. - М.: Эксмо, 2007 - 832 с.

5.                      Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

6.                      Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.

7.                      Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи, 1995.

8.                      Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь,1995

9.                      Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть3. Основы композиции, 1995. 

10.                  Островский Г. Рассказ о русской живописи. Москва. Издательство «Изобразительное искусство», 1990 - 347 с.

11.                  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.

12.                  Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с.

13.                  Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.

14.                  Программы общеобразовательных учреждений (1-4 классы) «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Т.Я.Шпикалова. – М.: Просвещение, 1996. – 91с.

15.                  Программа дополнительного художественного образования. Изобразительное творчество. Н.В.Гросул

16.                  Программа дополнительного художественного образования. Прикосновение (печатные техники).Е.И.Коротеева.

17.                  Программа дополнительного художественного образования. Волшебный мир народного искусства. О.И.Радомская.

18.                  Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др.. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

19.                  Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 80 с.

 20.                  Фенина С. Беседы о русских художниках. Москва , Издательство «Русский язык», 1990. - 214 с.

 21.                  Ю.М.Кирцер.  Рисунок и живопись, 1992.

Учебно-наглядные пособия

Используемые  сайты:

  • –Издательский дом «Первое сентября»;
  • –Федеральный портал «Российское образования»;
  • Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;
  • –«Открытый колледж»-сайт дистанционного обучения школьников;
  • http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;
  • – Портал «Музеи России»;
  • –государственный Эрмитаж.

·               

 

Last Updated on Thursday, 03 May 2018 21:21