МБОУ Приветненская СОШ

Выборгского района Ленинградской области. Мы всегда рады видеть Вас!

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Дополнительная образовательная программа "Радуга"

E-mail Print PDF

Дополнительная образовательная программа

Изобразительное творчество

«Радуга»

Пояснительная записка.

Данная дополнительная образовательная программа имеет  художественно-эстетическую направленность.

Новизна  программы «Радуга» заключается в использовании в детском творчестве нетрадиционных материалов и создании на их основе нетривиальных композиционных образов.

Программа  актуальной  с позиции развития общекультурного кругозора ребёнка; в ней осуществляется связь народного творчества с современным декоративно-прикладным искусством.

Педагогическая целесообразность  программы и развитие в сфере образования, образования, образования, образования, образования, образования, образования, образования, образования,

Цель программы:  Создание условий для творческого развития и самовыражения ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

           Обучить детей основам изобразительной грамоты;

           Обучить видеть пропорции и характер формы;

Обучить приёмам росписи народных художественных ремёсел;

Обучить художественно- образному языку искусства.

Развивающие:

Развить художественно-творческие способности и склонность учащихся к фантазии;

Развить художественно- образное мышление, творческую самостоятельность и инициативу;

развить эстетический вкус ребёнка.

Воспитательные:

Заложить основы духовно- личностных качеств ребёнка;

Воспитать потребность постоянного соприкосновения с миром искусства;

Воспитать потребность сохранять и развивать народные традиции;

Воспитать культуру общения и поведения.

Отличительная особенность данной дополнительная образовательная программа выражена в её интегрированности с программой образовательной школы. Она направлена на углубление и расширение объёма знаний и навыков детей на основе свободного творческого подхода ребёнка к любимому занятию.

В детском объединении занимаются дети в возрасте от 11 до 15 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формой организации образовательной деятельности в детском объединения является занятие, проводимое коллективным и групповым способами, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Основными проведения занятий являются:

-беседа;

-рассказ;

-практическая и самостоятельная работа;

-конкурс;

-игра;

-выставка;

-праздник;

-экскурсия;

-пленер;

-посещение музеев и выставок.

Занятия проводятся 1раза в неделю по 1часу.

Результаты освоения программы

По окончанию учебного года дети должны

знать:

-отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

-основные перспективы, светотени, цветовидения, композиции;

-основные средства художественной выразительности;

-о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

-анализируемые на занятиях произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

Уметь:

-видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративного искусства;

-передавать в рисунках своё эмоциональное отношение к изображаемому;

-согласовать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре;

-самостоятельно проводить элементарный анализ содержания и художественных средств произведения искусства;

-изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы, человека, животных, птиц с передачей их пропорций конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы объёма;

-при выполнении рисунка применять различные средства художественной выразительности;

-при выполнении рисунка применять различные средства художественной выразительности;

- при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи(архитектуры, интерьера, костюма и времени действия);

-сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и тёмного, большого и маленького, тёплого и холодного, красивого и уродливого и т.д..

По окончании срока обучения дети должны научиться:

-доброжелательно относиться друг к другу, общаться и работать в коллективе, соблюдая общепринятые нормы культурного поведения;

-адекватно оценивать свои поступки и поведение, а также, поступки и поведение своих товарищей;

-ценить дружеские отношения, быть внимательными, чуткими, справедливыми;

-воспринимать традиционное народное творчество как неотъемлемую часть всей русской культуры, как составляющую часть духовной жизни современного общества;

-осознавать свою роль и участие в сохранении и развитии народных традиций.

Основной формой подведения итогов учебного года являются:

-выставки разного уровня (выставка в рамках традиционного праздника ДДТ «Дом окнами в детство», «Город мастеров» и др.)

Содержание программы

Разделы программы:

  1. 1.«Знакомство с красой»

теория:

-цветовая палитра природы;

- разнообразие пейзажных сюжетов;

- природа глазами художника. Глазами детей.

практика:

-зарисовки, наброски для последующих работ;

- сбор природного материала.

2. «Искусство вокруг нас»

теория:

-окружающий мир произведений русских, советских и зарубежных художников;

-средства образной выразительности в изобразительном искусстве;

-роль художника в создании книги и тиражной графики;

-понятия терминов: плакат, коллаж, витраж.

практика:

-освоение технических приёмов в живописи: акварельная техника по сырому и по сухому, смешанная техника, коллажная техника, граттаж, трафаретная техника;

-выполнение творческой работы.

3.Декоративно- прикладное искусство в жизни человека

теория:

-история художественного промысла (истоки языка декоративного искусства, знаковое содержание формы и цвета);

- использование традиционных приёмов письма;

-роль игрушки в жизни людей;

- предмет народного промысла в нашей повседневной жизни( игрушка- оберег).

практика:

-упражнения на построение вариаций узоров росписи;

-создание и роспись композиций по мотивам Городецкой росписи, Хохломы и Гжели; Кукла- оберег

- праздник куклы «Масленица»

4.Бумажная пластика (конструирование).

теория:

-особенности работы с бумагой;

-перевод плоского листа в разнообразные объёмные формы; образ формы и пространства;

практика:

приёмы сгибания, разрезания, склеивания;

- творческая работа «Твой автопортрет в историческом костюме».

5.Коллаж из природного материала.

теория:

-принципы создания коллажа, сочетания различных материалов;

-стили коллажа и техника его выполнения.

практика:

-создание композиции на тему «Лесные дали».

6.Портрет (лепка. тестопластика).

теория:

-выразительные возможности скульптуры, материал;

-закономерности в конструкции головы человека;

-характер человека и образ в скульптуре.

практика:

-работа над скульптурным или барельефным изображением героя;

-творческая работа «Маска- образ», «Братья наши меньшие в твоей жизни».

7.Графика.

теория:

-выразительные свойства линий, пятна, штриха;

-композиция, ритм, динамика;

практика:

-композиционное решение в твоей работе «Восхитись созидательными силами природы и человека»; «Я и этот мир!»; «Как прекрасен этот мир»;

-подбор формата, техники исполнения и материала;

-графическая творческая работа .

8.Натюрморт.

теория:

-многообразия форм в мире; плоскость и объём;

-о чём рассказывают изображения вещей;

практика:

-лепка выбранных предметов и их роспись;

-подбор различного материала для завершения композиционного решения;

- творческая работа «Декоративный натюрморт»;

9.Выставки, итоговые уроки, мероприятия.

Выставки разного уровня:

«Дом окнами в детство»;

«Золотая осень»;

«Зимушка- зима»;

«Сказка»;

«Народно- прикладное искусство в нашей жизни»;

«Графика»

Мероприятия:

Урок- игра «Мир моделирования»;

Праздник «Город мастеров», «Пасхальная ярмарка»

Календарно-тематический план

п/п

Дата Тема

Количество учебных часов

Всего Теоретических Практических
1. Сентябрь «Знакомство с красой» 4 1 3
2. Октябрь-Ноябрь «Искусство вокруг нас» 5 5
3. Ноябрь-Декабрь Декоративно- прикладное искусство в жизни человека 3 3
4. Декабрь-Январь Бумажная пластика(конструирование) 5 1 4
5. Январь-Февраль Коллаж из природного материала 4 1 3
6. Февраль Портрет (лепка) 2 2
7. Март-Апрель Графика 6 1 5
8. Апрель-Май Выставки, итоговые уроки, мероприятия 5 - 5
Всего 34 4 30

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Радуга»

п/п

Раздел, тема Форма занятий Методы Дидактический и наглядный материал, технические средства обучения Форма диагностики
1.

«Знакомство с красой»

Пленер, беседа, выставка, конкурс Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; эвристический. Иллюстрации, буклеты, альбомы. Наблюдение; анализ; выставка
2.

«Искусство вокруг нас»

Беседа; практическая работа; самостоятельная работа; выставка; конкурс; посещение музея

Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный;

программированный; проблемный; модельный

Иллюстрации, буклеты, альбомы, проигрыватель, теле- и видеоаппаратура. Наблюдение; анализ; диалог; творческая работа, выставка, конкурс
3. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека Беседа; практическая работа; самостоятельная работа; выставка; конкурс; посещение музея

Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный;

программированный; проблемный;

Иллюстрации, книги, альбомы, проигрыватель, теле- и видеоаппаратура заготовки для прикладного творчества. Наблюдение; анализ; творческая работа, конкурс
4.

Бумажная пластика.

Беседа; практическая работа; самостоятельная работа; выставка; конкурс;

Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный;

программированный; проблемный

Иллюстрации, буклеты, альбомы, раздаточный материал. Наблюдение; анализ; творческая работа, конкурс
5. Коллаж из природного материала. Беседа, пленер, самостоятельная работа, конкурс Объяснительно- иллюстративный; эвристический, проблемный. Раздаточный материал Наблюдение; анализ; творческая работа
6.

Портрет (лепка).

Беседа; практическая работа; самостоятельная

Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный;

программированный; проблемный

Репродукции, таблицы. Наблюдение; анализ; творческая работа
7. Графика. Беседа; практическая работа; самостоятельная

Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный;

программированный; проблемный

Репродукции, теле- и видеоаппаратура, Наблюдение; анализ; творческая работа
8.

Натюрморт.

Беседа; практическая работа; самостоятельная

Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный;

программированный; проблемный

Иллюстрации, образцы Наблюдение; анализ; творческая работа
9. Выставки, итоговые уроки, мероприятия. Выставка, праздник, конкурс. Программированный; проблемный Аудио- видеотехника, кассеты, костюмы, декорации, фотоаппарат Наблюдение; анализ; выставка.

Критерии отслеживания результативности детского объединения «Радуга»

п/п

Критерии Уровни
Высший –3балла Средний- 2балла Низкий-1балл
1. Декоративно- прикладное искусство Самостоятельно выполнять эскизы геометрических узоров, растительных орнаментов по образцам цветовой росписи народных промыслов. Умение выполнять элементы росписи, но трудности в расположении их на формате. Выполнение элементов росписи с помощью педагога.
2. Портрет Самостоятельно выполнение творческого замысла при   изготовлении различных масок Самостоятельная лепка маски. Подбор декоративного материала для раскрытия образа с помощью педагога. Лепка масок с частичной помощью преподавателя.
3. Графика. Умение пользоваться в своей работе графическими средствами выразительности (линия, штрих, пятно, композиция, динамика, ритм) Копирование графической работы художника, предлагаемой педагогам. Помощь педагога в передаче линии, пятна, штриховки.
4. Натюрморт. Самостоятельный выбор предметов, роспись и их расположение на выбранном формате. Творческий подход к работе. Частично- самостоятельное выполнение декоративной росписи в предметах натюрморта. Затруднение при выполнении росписи предметов и их расположения.
5. Композиция Самостоятельное выполнение эскизов, набросков, зарисовок к сюжетам по определённой тематике и их цветовое решение. Помощь педагога в выборе сюжета, но самостоятельное цветовое решение. Помощь педагога в выполнении всей работы.

Список используемой литературы:

1. К.Н.Аксёнов «Рисунок»- М., «Плакат», 1987

2. В.Р.Аронов «Художник и предметное творчество»- М., «Советский художник», 1987

3. Н.А. Величко Энциклопедия «Роспись»- М., «АСТ- Пресс»,1999

4. В.С.Кузин «Основы обучения изобразительному искусству в школе» - М., «Просвещение»,1988

5. В.С.Кузин «Изобразительное искусство в начальной школе» - М., «Просвещение»,1988

6. В.Н.Ларионов, К.С.Шитов «Уроки изобразительного искусства» - М., «Просвещение»,1988

7. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство и художественный труд» - М., Просвещение»,1988

8.Галина Дайн «Игрушка в культуре России» - «Весь Сергиев Посад»; ЗАО «Сергиево Посадская игрушка»

9. Б.Хогарт «Игра света для художников» - М., «Астрель», изд. АСТ, 2001г.

10.Ю.П.Скачков «Композиционное моделирование» - г.Пемза, изд.ПГУАС, 2013г.

11.Рози Робинсон «Искусство батика» - М., изд.НИОЛА- ПРЕСС, 2008г.

12.Р.А.Гильман «Художественная роспись тканей» -М., Владос, 2004г.

Список литературы, рекомендуемый детям:

1. Д.А.Баранов энциклопедия «Русская изба» С.-Пб, «Паритет», 2005г.

2. Н.А. Величко Энциклопедия «Роспись» - М., «АСТ-Пресс», 1999

3. И.Э. ​​Кашекова «От античности до модерна» М., «Просвещение», 2000г.

4. Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов «Культура русского народа», С.-Пб, «Паритет», 2005г.

5. Н.В.Соснина, И.Г. Ивангина «Русский традиционный костюм», С.-Пб, «Паритет», 2005г.

6.Т.Столярова «Архитектурное оригами» -М. «АСТ-ПРЕСС»

Last Updated on Thursday, 03 May 2018 21:32