МБОУ Приветненская СОШ

Выборгского района Ленинградской области. Мы всегда рады видеть Вас!

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Дополнительная образовательная программа "Тайны жизни"

E-mail Print PDF

Дополнительная образовательная программа 

"Тайны жизни"

Пояснительная записка

Актуальность

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки . Экологические проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Общебиологические, а прежде всего экологические, знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации экологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам .Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы и в 9 классе основной школы. В 9 классе учащиеся сдают ГИА по биологии по вопросам общей биологии, ботаники, зоологии и анатомии человека. В 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому данный кружок по биологии для учащихся 9-11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ГИА и ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Биологический кружок позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью кружка является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни, подготовить к олимпиадам.

Кружок «Тайны жизни» предназначен для учащихся 9 и 11 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа данного кружка имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по биологии 2012-2013 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА.

дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.

Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.

Данная программа может быть применена и при подготовке к ГИА, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

  • повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;
  • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

  1. повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
  2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
  5. развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
  6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
  7. воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

Результаты освоения программы:

В результате посещения элективного курса ученик на базовом уровне должен:

Знать /понимать:

vосновные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

vстроение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

vсущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

vвклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

vбиологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

ü  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

ü  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Содержание программы:

Содержание кружка и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2013 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ГИА по биологии за предыдущие годы.

Ведущие методы:

словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

электронные учебные пособия;

теоретические материалы в электронном и печатном формате;

презентации уроков;

видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии;

типовые тестовые задания ГИА по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Программа кружка включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Структура программы:

Раздел №1. Биология - наука о живой природе (1 час)

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Раздел №2. Клетка как биологическая система (7 часов)

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Раздел №3. Организм как биологическая система (10 часов)

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Раздел № 4. Многообразие организмов (6 часов)

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле

Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Раздел № 5. Человек и его здоровье (4 часов)

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы, опорно-двигательной, покровной, выделительной систем. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образажизни

Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (4 часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа)

Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого развития экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Эволюция биосферы.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Календарно-тематическое планирование

Дата Название раздела Тема Форма иллюстрации Форма контроля
1 Раздел №1. Биология - наука о живой природе (1 час Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека Фото, Презентация анимация
2

Раздел №2. Клетка как биологическая система (7 часов)

Клеточная теория. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов Презентация видеофильмы
3 Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов Фото, таблицы Текущий индивидуальный
4 Химическая организация клетки. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке Презентации анимации Текущий индивидуальный
5 Фотосинтез, его значение Презентации анимации Текущий индивидуальный
6 Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода Презентации анимации Текущий индивидуальный
7 Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз.Мейоз. Презентации анимации Текущий индивидуальный
8 Тестирование .Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА Задания для работы Тематический фронтальный
9

Раздел №3. Организм как биологическая система (10 часов)

Разнообразие организмов. Вирусы — неклеточные формы жизни натуральные объекты рисунки интерактивная модель Текущий индивидуальный
10 Половое и бесполое размножение организмов. Способы размножения организмов анимации Презентация Текущий индивидуальный
11 Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия словарь терминов по генетике Текущий индивидуальный
12 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя Презентация Текущий индивидуальный
13 Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана электронное пособие Текущий индивидуальный
14 Наследование генов, сцепленных с полом Презентация анимация Текущий индивидуальный
15 Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Развитие знаний о генотипе электронное пособие Презентация Текущий индивидуальный
16 Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. анимация презентация Текущий индивидуальный
17 Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология. Презентация анимация Текущий индивидуальный
18 Тестирование .Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА Задания для работы Тематический фронтальный
19 Раздел № 4. Многообразие организмов (6 часов) Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, грибы, лишайники Интерактивный программный модуль Текущий индивидуальный
20 Классификация растений. Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека. Презентация Текущий индивидуальный
21 Голосеменные и Покрытосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека. электронное пособие Текущий индивидуальный
22 Царство Животные, Одноклеточные животные. Основные типы беспозвоночных Презентация анимация Текущий индивидуальный
23 Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных Рисунки, фото - и видеоматериалы Текущий индивидуальный
24 Тестирование .Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА Задания для работы Тематический фронтальный
25

Раздел № 5. Человек и его здоровье (4 часа)

Строение организма человека. Система органов человека. Интерактивный программный модуль Текущий индивидуальный
26 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения. Презентация Текущий индивидуальный
27 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. электронное пособие Текущий индивидуальный
28 Тестирование .Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА Задания для работы Тематический фронтальный
29 Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (4 часа) Вид, его критерии. Характеристика популяции. Основные факторы эволюции.. Рисунки, фото - и видеоматериалы Текущий индивидуальный
30 Микроэволюция и макроэволюция. Результаты эволюции Презентация анимация Текущий индивидуальный
31 Происхождение человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Биосоциальная природа человека. Презентация анимация Текущий индивидуальный
32 Тестирование .Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА Задания для работы Тематический фронтальный
33 Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа) Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах. Презентация анимация Текущий индивидуальный
34 Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы Презентация анимация Текущий индивидуальный
35 Итоговое Тестирование . Различные варианты КИМов ГИА и ЕГЭ Задания для работы Фронтальный

Условия реализации программы:

Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.

Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии в печатном и электронном формате.

Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.

Информационное обеспечение программы

Учебники для учащихся:

Биология. Живой организм. Н.И.Сонин

Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А

Биология. Человек. 8 кл. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.

Биология. Общие закономерности.9 кл. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

Учебные пособия для учащихся:

Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009

Лернер Г.И. ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2012.-240с..

 

Last Updated on Thursday, 03 May 2018 21:29