МБОУ Приветненская СОШ

Выборгского района Ленинградской области. Мы всегда рады видеть Вас!

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Дополнительная образовательная програма "Театральная студия"

E-mail Print PDF

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приветненская средняя общеобразовательная школа»

Выборгского района Ленинградской области

Принята на вопросы

педагогического совета

от «28» августа 2018г.

Протокол № 1

 

Утверждена

приказом  № 196-ОД

от «31» .08.2018г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Театральная студия"

                     Возраст успешный: 11-14 лет

                     Срок реализации: 1 год

                                         Автор-составитель:

                                         Рукавишникова Анастасия Валентиновна, педагог

                                         дополнительного образования

п. Приветнинское

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание основ театрального искусства в школе обусловлено следующим:

1.    Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.

2.    Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

3.    Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку (соответствующие органы сделают это быстрее и лучше, чем школа), но в первую очередь - воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал – «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» - не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданско-патриотического воспитания.

Цели и задачи:

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Основная цель:

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

Основными задачами курса являются:

·        развитие эстетических способностей;

·        развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

·        активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

·        овладение навыками общения и коллективного творчества;

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один год обучения. Объём программы 34часа, которые равномерно распределяются в течение всего периода (34 часов в год; занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу).

Возраст участников кружка от 11 до 14 лет. Наполняемость группы – 12 человек. Это обусловлено тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень подготовленности учеников. В ходе занятий в смешанной группе участники кружка изучают общую тему, при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Ожидаемые результаты обучения по программе:

К концу первого года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.     «Стартовый Уровень»:  Что такое театр

2.      «Базовый уровень»: Чем отличается театр от других видов искусств, С чего зародился театр

3.      «Продвинутый уровень»: Какие виды театров существуют, Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      «Стартовый Уровень»: Об элементарных технических средствах сцены

2.      «Базовый уровень»: Об оформлении сцены

3.      «Продвинутый уровень»: О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.     «Стартовый Уровень»: Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.      «Базовый уровень»: Образно мыслить

3.     «Продвинутый уровень»: Концентрировать внимание, Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      «Стартовый Уровень»: Общения с партнером (одноклассниками)

2.      «Базовый уровень»: Элементарного актёрского мастерства, Образного восприятия окружающего мира

3.      «Продвинутый уровень»: Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители, Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В ходе первого года обучения обучающиеся создадут:

- от 1 до 3 персональных этюда (в зависимости от уровня обучения);

- продекламируют от 2 до 5 стихотворений;

- полноценный спектакль для начальной школы .

Способы оценивания уровня достижений обучающихся

Предметом диагностики и контроля являются созданные этюды, спектакли, продекламированные стихотворения, а также внутренние личностные качества обучающихся:   эстетические способности, расширение сферы чувств, соучастие, сопереживание, познавательный интерес, навыки общения и коллективного творчества.

Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа их этюдов, декламации стихотворных произведений, а так же участие в итоговом спектакле. продукции и деятельности по ее созданию. В качестве оценки применяются устные суждения педагога и письменные качественные характеристики .

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов: создание одного этюда, декламация одного стихотворения по выбору, поведение на сцене.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемой части спектакля – этюда.

Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится через выступление перед аудиторией.

Предметом контроля и оценки являются образовательные продукты обучающихся. Критерии оценки качества выразительного чтения стихотворений:

—        по безошибочности чтения, четкости и правильности произношения;

—        по выразительности чтения

—        по четкости передачи мыслей автора;

—        по относительной новизне произведения для обучающегося или его одногруппников;

—        по эмоционально-образная выразительности;

—        по передаче специфики жанра и стиля произведения;

—     Эффективное использование мимики и жестов.

Критерии оценки качества этюдов:

—        по целостности (полноценный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой)

—        по реалистичности;

—        по искренности;

—        по зрелищности.

Уровень развития у обучающегося личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце программы. С помощью методики, включающей наблюдение, визуальное тестирование, анализ этюдов и декламаций произведений до изучения программы и после, возможно оценить уровень развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всей программы, который окончил обучающийся. Проводится в форме промежуточной защиты принимается декламация стихотворения, представление этюда, участие в перфомансе, а в качестве итоговой защиты принимается участие в спектакле. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям.

Педагогический контроль по освоению программы

Осуществляется путем проведения защиты творческих работ по каждому разделу программы. Форма зачётных мероприятий по каждому разделу определена в календарно-тематическом планировании. В конце первого года обучения обучающиеся сдают итоговый экзамен в форме творческой работы: спектакля. Проект готовится обучающимся самостоятельно, сдается за две недели до защиты, защищается и оценивается в день экзамена. Педагог может помочь откорректировать итоговую работу. Допуском к экзамену служат результаты зачетных работ по разделам: этюды, перфоманс, декламации.

Зачет и итоговый экзамен

Требования для получения зачета по выбранному разделу:
Для получение зачета необходимо выполнить требуемые упражнения (показать этюд, поучаствовать в перфомансе, продекламировать поэтическое произведение), отрабатываемые на практических занятиях. Зачет является допуском к экзамену.

Форма проведения итогового экзамена

Итоговый экзамен проводится в форме защиты творческой работы: представление общего спектакля учащимся начальной школы Оценка ставится по общим результатам от зачетов и защиты творческой работы, которая выполняется слушателями самостоятельно.

Правила поведения на экзамене
Творческая работа защищается и оценивается в день экзамена.

Критерии выставления оценки.

Критерии оценки качества творческой работы (спектакля):

—        по степени его оригинальности и новизне;

—        по степени отклика ( вызывающий какие-либо эмоции);

—        по емкости и лаконичности созданного спектакля;

—        по искренности исполнения ролей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Формы организации деятельности учащихся:

  1. групповые
  2. индивидуально-групповые

Испольуемые технологии обучения

  1. лекционно-семинарская
  2. игры, тренинги
  3. мастерклассы

Особенности зачисления в программупо желанию детей и их родителей без предварительного тестирования.

Режим организации занятий: 1.общее количество часов в год – 34

2.периодичность занятий 1 раз в неделю.

3.количество часов и занятий в неделю: 1;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N п/п Название раздела Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Основы театральной культуры 8 5 3 Перфоманс
2 Ритмопластика 6 2 4 Зачет этюдов
3 Культура и техника речи 7 3 4 Зачет стихотворений
4 Подготовка спектакля 13 2 11 Спектакль

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебного года 34недели
Набор и формирование групп с 01.09. 2017 по 06.09.2017
Начало занятий 07.09.2017
Окончание занятий 01.05.2018
Каникулы осенние 30.10.2017 05.11.2017
Каникулы зимние 29.12.2017 09.01.2018
Каникулы весенние 26.03.2018 01.04.2018
Продолжительность занятия 45 минут
Деятельность детей осуществляется в разновозрастных группах
Количество детей в группе 12 человек
Аудиторные занятия один раза в неделю, каждое продолжительностью 45 минут

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

раздел «Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Теория: «Стартовый Уровень» - Театральный словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации, бенефис, грим, зритель, жест, мимика.

«Базовый уровень» - Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль, Этюд, оркестр, дирижер, реквизит, репертуар, премьера.

«Продвинутый уровень»- Театральный словарь: акт, пьеса, диалог, антракт, монолог, осветитель, гример, костюмер, сценарист.

Практика: «Стартовый Уровень» - Что такое театр.

«Базовый уровень» - Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства; Устройство зрительного зала и сцены;

«Продвинутый уровень» - Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю; Просмотр и разбор спектакля Гришковца «Как я съел собаку»

II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Теория: «Стартовый Уровень» - Пластические импровизации элементарных животных: кенгуру, собака, кот.

«Базовый уровень» - Пластические импровизации: «встреча», «потеря» «листья», образы из басен И.А. Крылова; Работа с этюдами: «Гнев», «Знакомство»

«Продвинутый уровень»- Пластические импровизации: выполнение действий с воображаемыми предметами; Работа с этюдами: «Разговор по телефону», «Путешествие»; составление этюдов к спектаклю.

Практика: «Стартовый Уровень» - Игры: «Муравьи», «Кактус и ива», «Угадай, что я делаю?»

«Базовый уровень» - Игры: «Король», «День рождение», работа с этюдами.

«Продвинутый уровень» - Игры: «Превращение комнаты», «Кругосветное путешествие», работа с этюдами.

III раздел   «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Теория: «Стартовый Уровень» - Разучивание простейших скороговорок,

«Базовый уровень» - Разучивание сложных скороговорок, техника «разминки» для рта и голосового аппарата.

«Продвинутый уровень» - Техника разминки голосового аппарата в движении.

Практика: «Стартовый Уровень» - Работа со скороговорками: «испорченный телефон».

«Базовый уровень» - Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», «фраза по кругу», «главное слово».

«Продвинутый уровень»- Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри»; Совместное обсуждение (создание) спектакля.

IV раздел  «Подготовка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

Теория: 1. «Стартовый Уровень» - Что такое спектакль, части спектакля.

«Базовый уровень» - Подбор персонажей по типам актеров.

«Продвинутый уровень»- Продумывание образов персонажей, декораций к спектаклю.

Практика: «Стартовый Уровень» - Помощь в оформлении и технической части спектакля (свет, звук, перемещение декораций)

«Базовый уровень» - Вторые роли в спектакле, создание костюма.

«Продвинутый уровень»- Первые роли в спектакле, создание декораций, создание законченного образа персонажей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется самим учащимся используя возможности своего тела, памяти, мышления, изредка необходимы компьютер, специального оборудования (принтер, музыкальные колонки) и канцелярские принадлежности. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен.

Единицей учебного процесса является блок уроков (тем). Каждая такая тема охватывает изучение отдельной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для тематических блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения тем производится педагогом самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит познать обучающимся. С этой целью педагог проводит презентацию, мастеркласс, комментированный обзор слайдов.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Обучающиеся изучают его с целью создания запланированного продукта — сценического этюда, сценария для спектакля.

Далее проводится тренинг по отработке умений: тренировка в ритмопластике, технике речи, задумка и репетиция этюдов. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию обучающимися собственного спектакля.

В ходе обучения периодически проводятся краткие срезовые работы (зачеты) по определению уровня усвоенных знаний по данной теме. Выполнение зачетов способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение упражнений, игр и тренингов способствует закреплению изученного материала. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы – выполнением индивидуальных этюдов. Выполнение зачетов завершается их показом аудитории и рефлексивной оценкой.

Основная методическая установка — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому созданию художественно-сценических продуктов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы тренингов и упражнений, сопровождающих каждый урок. Кроме индивидуальной работы над собственными этюдами, применяется и групповая работа: работа в коллективных, парных тренингах. В задачи педагога входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.

Программа по любому из модулей предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, литературы, работа с образами – из искусства и музыки, работа с декорациями и костюмами – из технологии и культуры народов России. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, литература, русский и английский языки, история, МХК и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования декораций, костюмов, создания образов соответствующей тематики сценария.

На занятиях применяются следующие методы: словесный, наглядный, игровой, практические упражнения. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме мастеркласса. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

            В процессе работы с различным реквизитом и техническими инструментами постоянно напоминается обучающимся о правилах использования реквизита, технического инструмента и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Материалы, инструменты, приспособления: Кабинеты для занятий должны обеспечены необходимым оборудованием и приспособлениями для сценического творчества: реквизит для этюдов, книги, костюмы, бумага, цветные карандаши.

Организация и проведение учебного занятия

Включает следующие структурные элементы помимо основной части:

  • Инструктаж:
    1. вводный – проводится перед началом практической работы;
    2. текущий – проводится во время практической работы;
    3. заключительный;
  • подведение итогов, анализ и оценка ежеурочной работы, рефлексия, коллективный анализ;
  • приведение в порядок рабочей аудитории

Техническое оснащение учебного процесса:

В качестве технического средства обучения используется интерактивная доска, проектор, принтер, ноутбук, колонки, доступ к сети интернет, костюмы.

Методы отслеживания и диагностики результатов:

-   Зачет, экзамен

-   Конкурс, фестиваль, общешкольное мероприятие

-   Защита спектакля

Календарно-тематическое планирование.

N п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Сентябрь 07.09 14:45 – 15:30 Групповая 1 Вводное занятие: «Планы на будущее» танцзал  
2 14.09 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Вводное занятие: «Планы на будущее» танцзал  
3 21.09 14:45 – 15:30 Групповая 1 Основы методики подготовки праздника танцзал  
4-6 Октябрь

28.09

05.10

12.10

14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 3 Основы методики подготовки праздника танцзал  
7 19.10 14:45 – 15:30 Групповая 1 Пантомима и выразительное актерское чтение. Что это такое? танцзал  
8 26.10 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Пантомима и выразительное актерское чтение. Что это такое? танцзал Зачет этюдов
9 Ноябрь 09.11 14:45 – 15:30 Групповая 1 Театр одного актера танцзал  
10 16.11 14:45 – 15:30 Групповая 1 Театр одного актера танцзал  
11 23.11 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Актёрское чтение. Особенности чтения наизусть танцзал  
12-14 Декабрь

30.11

07.12

14.12

14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 3 Актёрское чтение. Особенности чтения наизусть танцзал Зачет стихотворений
15-16

21.12

28.12

14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 2 Сценарий. Правка и обработка сценария танцзал  
17 Январь 09.01 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности танцзал  
18 16.01 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности танцзал  
19 23.01 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Фантазия - источник творческой духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. танцзал Новогоднее представление для 1-4 классов
20 Январь 30.01 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Фантазия - источник творческой духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. танцзал  
21 Февраль 06.02 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Выступление на публике. танцзал  
22 13.02 14:45 – 15:30 Групповая 1 Выступление на публике. Защита проекта. танцзал Перфоманс из миниатюр
23 20.02 14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Фантазия - источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Образное представление неодушевлённых предметов танцзал  
24

27.02

14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 1 Фантазия - источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Образное представление неодушевлённых предметов танцзал Зачет этюдов
25-29 Март

06.03

13.03

20.03

03.04

10.04

14:45 – 15:30 Индивидуально-групповая 5 Выступление на публике. Защита проекта. Выступление на конкурсе. танцзал  
30 Апрель 17.04 14:45 – 15:30 Групповая 1 Выступление на публике. Защита проекта. Выступление на конкурсе. танцзал Спектакль
31 24.04 14:45 – 15:30 Групповая 1 Мозговой штурм проблемы: «Будущая исследовательская работа кружка». танцзал  
32-34 Май

08.05

15.05

22.05

14:45 – 15:30 Групповая 3 Интерактивные-Экскурсии:“Театры нашего города» Каб.22  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.  «Учим детей общению»

2.И Медведева Т Шишова Книга для трудных родителей Роман газета 1994 г

3.Л. Черемошкина, «Развитие памяти детей» - Ярославль, Академия развития. 1996г

4.   Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М .: Просвещение, 1978. - 334 с.

5. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. - М .: Советская Россия, 1971. - 135 с.

6. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Мастерство актера». - М .: Высшая школа, 1963. - 31 с.

7. Программа курса для учащихся культурно-просветительских школ «Сценическая речь». - М .: Советская Россия, 1961. - 24 с.

8. Станиславский К. С. Этика. - М .: Искусство, 1962. - 46 с.

9. Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. - К .: Мистецтво, 1986. - 115 с.

Last Updated on Thursday, 03 May 2018 21:33